Версия для слабовидящих
Обычная версия сайта
  Размер шрифта:   Цветовая схема:   Изображения:
Бюджетное общеобразовательное учреждение Чувашской Республики
"Чебоксарская начальная общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №3"
Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики


Важно:















Контакты:

Чувашская Республика,
г. Чебоксары, ул. Лебедева, д. 22а

(8352) 43-39-07, 41-88-56

rgskoy@mail.ru,
nadezhda@cap.ru
Воспитание детей с ДЦП

Кормление

 

Убедитесь, что ребенок сидит прямо.  Это облегчит глотание и переваривание пищи – процессы, которые могут затруднены.

Для того, чтобы успокоить ребенка можно пользоваться пустышками, они позволят развивать сосательный рефлекс и мышцы, задействованные при артикуляции.

Смотрите ребенку в глаза, разговаривайте с ним, это прекрасный способ укрепить зрение ребенка. Очень важно запоминать ребенку, чтобы он старался держать голову прямо, чтобы укреплять мышцы шеи.

Для детей старшего возраста: с помощью жевательной резинки и вязких или хрустящих продуктов можно укрепить мышцы артикуляционного аппарата.

Когда ребенок берет рукой хрустящие зерновые хлопья, он развивает мелкую моторику. Кроме того, такие виды продуктов, как хлопья, учат ребенка необходимости жевать пищу, перед тем как проглотить ее.

 

Игра

 

Детей с ДЦП нужно чаше выкладывать на животик, чтобы укрепить мышцы шеи и спины.

Детей нужно усаживать для игры, это также способствует развитию равновесия и мышц шеи. Желательно усадить ребенка так, чтобы он мог опираться спинкой на подушку или свернутое одеяло, а игрушки раскладывать на полу между ног малыша. Такое положение способствует растягиванию сводящих мышц, которые часто бывают напряжены.

Легкое покачивание на коленях взрослого или на гимнастическом мяче способствует развитию чувства равновесия, покачивание ребенка из стороны в сторону, давая ему, возможность самостоятельно вернуться в исходное положение, также  развивает вестибулярный аппарат.

Поощряйте ребенка тянуться правой (левой) рукой за игрушками находящимися справа (слева) соответственно и складывать их в коробку, это очень сложное упражнение для ребенка с ДЦП, но оно производит очень  хороший терапевтический эффект.

Книги прекрасное средство для развития словарного запаса и зрительных способностей.

Параллельный монолог, сопровождающий игровую и другую деятельность ребенка, развивает коммуникативные способности.

 Виды деятельности , которые требуют от ребенка речевой активности. Например, для малышей  это может быть собирание пирамидки. Побуждайте ребенка просить вас дать ему следующий элемент.  Тот же принцип используется с детьми старшего дошкольного возраста.

Зеркала. Малышам нравиться видеть свое отражение в зеркале, старшим  детям тоже.

Очень важно предоставлять ребенку возможность испытывать разнообразные сенсорные  ощущения, например, прикасаться к различным по текстуре поверхностям руками и ртом.

 

Сон

 

Такие виды деятельности как укачивание, качание на качелях, легкие подпрыгивания, когда ребенок отталкивается ножками, а вы удерживаете его тело в вертикальном положении, стимулируют развитие, помогают расслабиться, малыши лучше спят.

Мобили (музыкальные карусельки) закрепленные над кроваткой стимулируют развитие зрения, давая ребенку объект для концентрации и наблюдения.

Классическая музыка также оказывает благоприятную стимуляцию мозга ребенка, способствуя развитию эмоциональной сферы и способностей к обучению. Она также может помочь успокоить ребенка, обеспечить хороший сон.

 Многие дети с ДЦП во время сна непроизвольно скрещивают ножки, поэтому желательно фиксировать положение ног, например, помещая между коленями небольшое одеяло.

 

 

Я  сам

 

К сожалению, в некоторых семьях малышу с ДЦП изначально отводиться позиция так называемого «немощного сосуда». А действия родителей сводятся лишь к тому, чтобы уберечь свое чадо от «Губительных» воздействий внешней среды. При таком подходе дети, как правило, с большим трудом приспосабливаются к самостоятельной взрослой жизни. В кругу семьи они привыкают к тому, что постоянная, каждодневная помощь становится неотъемлемой частью их бытия. Конечно, малыши с нарушениями опорно-двигательного аппарата нуждаются  в большей поддержке со стороны взрослых, чем обычные , но нельзя забывать, что  безграничная и  беспредельная помощь часто приводит к пассивному образу жизни, отсутствию инициативы. Кроме того, у ребенка, воспитанного подобным образом, формируется стойкое потребительское отношение ко  всем окружающим. Вот почему важно, чтобы у крохи всегда были прямые обязанности, за которые отвечает только он сам. К примеру, во время уборки онг может вытирать пыль, а если мама моет посуду, - пристроиться рядом и помыть кукольный сервиз. Дома есть аквариум? Тогда малыш может кормить рыбок. А возможно, будет с удовольствием поливать цветы на подоконнике. Главное, чтобы вы не забывали хвалить  его даже за малейшее проявление активности и ни в коем случае не показывали своего недовольства – даже если следы «бурной деятельности» маленького хозяина придется устранять несколько часов. Это тот самый случай, когда терпение и определенная самоотверженность взрослых идут на пользу ребенку.

Например, самостоятельное одевание способствует к укреплению мышц рук, развитию координации движений и ориентировки в пространстве, даже позволяет обогатить активный словарь. Вначале пусть кроха оденет на прогулку куклу или плюшевого мишку и при этом объяснит маме, что и как он делает. Задача взрослого – поощрять ребенка говорить не только одно-двухсловными  предложениями, но и полными  развернутыми фразами. Со временем его речь будет меняться, и с каждой попыткой высказывания будут более похожи на те, которые он слышит от родителей. Впоследствии малышу можно доверить самостоятельно надеть свою шапочку или застегнуть «липучки»на ботинках.

 

Идем гулять

 

Прогулка – очень важное мероприятие, и она  требует предварительной подготовки. Для начала можно познакомить ребенка тс местностью, уточнить расположение различных сооружений на детской площадке, понаблюдать со стороны, как играют другие дети. Не стоит сразу включать кроху в коллективную игру. Некоторые время он может просто побыть рядом с играющими, чтобы привыкнуть к незнакомым людям, адаптироваться к новой ситуации. Затем малыш может предложить свою помощь детям, которые младше его. Например, если у соседской девочки никак не получается куличик из песка, а он уже давно научался делать замечательные куличики.

 К сожалению, попытки познакомиться с детьми во дворе далеко не всегда оканчиваются успешно. При неудаче малыш замыкается в себе, теряет уверенность и отказывается от каких-либо действий вообще. Подобное положение можно исправить, «проиграв» травмирующие ситуации в спокойной обстановке. Например, с помощью домашнего кукольного театра. Инсценировка позволяет поэкспериментировать с различными реакциями в ответ на травмирующие моменты и выбрать наиболее рациональный тип поведения. Но если такие попытки вызывают протест со стороны малыша, не нужно настаивать. Лучше отложить игру на некоторое время и вернуться к ней, когда ребенок сам будет готов к этому.

 

Общение в гостях

 

Недостаток контактах сот сверстниками можно восполнить посещением знакомых и друзей. .Для визитов лучше всего подобрать утренние часы или время после обеденного сна, когда малыш достаточно бодр и не успел устать от активной деятельности. Однако, если кроха, едва переступив порог чужого дома, вдруг залился безудержным плачем, огорчаться не стоит. Как и обольщаться, что удастся отвлечь его яркими игрушками или веселыми играми с другими детьми. Вряд ли, имея столь сильный очаг перевозбуждения, малыш сможет моментально переключиться на другой               вид деятельности. А его негативное восприятие окружающей обстановки говорит лишь о том, что в данное время ребенок еще не готов принять изменившиеся условия как безопасное обстоятельство. В таком случае родителям стоит время от времени самим приглашать приятелей к себе в дом, чтобы малышу было легче привыкнуть к новым людям и включить их в круг своих близких знакомых.

Как правило, дети с заболеваниями ЦНС хорошо чувствуют доброе отношение к себе и сами тянутся к искренним, открытым людям. Имея высокую чувствительность нервной системы, они легко перенимают эмоциональный фон окружающей ситуации и реагируют  соответствующим образом. В первую очередь такие малыши замечают тембр и интонацию голоса, а уж в последнюю – прислушиваются к информационной части сказанного.

 

Я не одинок

 

В развитии каждого ребенка однажды наступает такой этап, когда ему становится мало общения только в домашней среде, и ему необходимы контакты в детском коллективе. То есть пора отправляться в детский сад. Этот момент, немаловажный и для здоровых детей, иметь особое значение для малыша с ДЦП. Ведь взаимоотношения со сверстниками в дошкольном детстве, как правило. Становится основой  для формирования дальнейших навыков общения  и социализации в обществе.  

 

Получение образования

 

К сожалению, далеко не все общеобразовательные школы готовы принять ребенка с ДЦП.  Однако в нашем городе существует  школа,  где обучаются  дети с ограниченными возможностями здоровья: МОУ СОШ №59, в 2010 году открылась школа надомного обучения.

 

Учимся дома

 

Обучение в домашних условиях имеет и достоинства и недостатки. Конечно, в привычной, хорошо знакомой обстановке ребенок ощущает уверенность и защищенность. А индивидуальная работа педагога с малышом позволяет уделить ему максимальное внимание и тщательно контролировать процесс усвоения материала. Однако невозможно постигнуть всю полноту человеческих отношений, находясь только в кругу семьи или читая книги.  Обучение один на один в преподавателем лишает ребенка необходимого общения со сверстниками. При таких условиях процесс социализации значительно замедляется, а многие проблемы во взаимоотношениях с окружающими так и остаются нерешенными.

 

Обучение в Интернете

 

Этот способ получения образования позволяет устранить проблему социальной изоляции. В Интернете ребенок не только получает общие знания, но и обучается трудовым навыкам, а опытные специалисты проводят  мероприятия, направленные на профессиональную ориентацию. Своевременная помощь дефектологов, медиков, инструкторов ЛФК позволяет не только устранить многие нарушения, вызванные заболеванием, но и подготовляет малыша к встрече с окружающим миром.

 

Однако родителям не стоит настраивать на то, что научить их малыша всем премудростям жизни смогут только опытные педагоги. Чем раньше начаты коррекционные мероприятия, тем легче будет проходить процесс адаптации к окружающей действительности. А элементарные навыки самообслуживания надо постараться привить ребенку еще до наступления школьного возраста.

 

 

Законы успеха

 

Если Вы хотите воспитать своего малыша полноценной личностью, максимально адаптированной к существованию в обществе, несмотря на тяжелый недуг, нужно усвоить два золотых правила  эффективной работы:

 

1.       У каждого ребенка есть индивидуальный диапазон доступных возможностей, при тщательном изучении которого можно подобрать наиболее адекватную долю нагрузки.

2.       Хорошего результата можно достичь  лишь в том случае, если опираться на грани возможного, а не оглядываться на прошлые поражения. Залог успеха - это планомерная, терпеливая, целенаправленная работа.

 

Мамы и папы должны помнить: каждый ребенок обязательно станет взрослым. И от решений, принятых нами сегодня, будут зависеть завтрашние победы и поражения наших детей.

 


Полностью удовлетворен
Частично удовлетворен
Неудовлетворен
Затрудняюсь ответить


















































Советуем:




сайты-визитки, интернет-магазины в Чебоксарах